"Невское время "

№ 221 (4019)

/ 12.12.2007 /

Раздел: ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС

 

 

Роман ПАСТУХОВ: «НАШЕ ПРАВИЛО – « NO PROBLEM !»

 

В Санкт-Петербургском Союзе предпринимателей настроены
решать любые деловые проблемы полноправных членов своей
организации. Рассказывает президент Союза, член Президиума
и руководитель комиссии по имущественным отношениям
Общественного Совета по развитию малого предприниматель
ства
при Губернаторе Санкт-Петербурга РОМАН ПАСТУХОВ.

   

- Роман Константинович, на пятом форуме малого бизнеса, который открывается завтра, соберутся представители многих городских фирм. А сколько среди них ваших?

 

В организации - больше тысячи. В последнее время особенно не растем. Достигли, по нашим подсчетам, оптимального предела. Стараемся его придерживаться. Иначе, как об этом предупреждают законы управления, могут появиться сложности в организации работы. За много лет – а нам, кстати, скоро двадцать – она отладилась, устоялась. Чему во многом способствовал наш Совет директоров, в котором у нас практически с самого начала, теперь уже опытные, известные предприниматели Сергей Дмитриенко, Галина Дивляш, Вячеслав Панкратов, Валентина Куликова, Владимир Двухименный и другие мастера бизнеса в самых разных областях. А теперь нам надо активно совершенствоваться.

- Это как?

- Ну вот, например, в этом году мы создали Учебно–консультационный центр. Структура для организации формально новая. Это с одной стороны. А с другой - консультации по самым разным правовым вопросам мы проводили всегда, едва не с первых дней рождения нашего предпринимательского союза. В чем новшество? А в том, что это уже не просто консультации, а основательные занятия, своего рода курсы повышения предпринимательской квалификации. Наибольшим спросом пользуются программы подготовки руководителей малых производственных предприятий и повышения квалификации бухгалтерских кадров. На таких занятиях наши слушатели не просто получают все необходимые для делового человека знания, но и обсуждают конкретные экономические проблемы сегодняшнего дня, с которыми приходится сталкиваться предпринимателю. Занятия ведут практики – менеджеры успешных фирм со стажем и хорошим экономическим образованием, ведущие специалисты государственной налоговой инспекции, аудиторы. Кроме того, мы реорганизовали наш Правовой центр. Он стал Центром права и консалтинга. Помимо юридических и консалтинговых услуг помогаем решать вопросы по кадровой работе, по управлению персоналом, по расширению продвижения на рынок товаров. Плюс к этому организовали подразделение по содействию предпринимателям в получении кредитов.( В организации состоит десяток петербургских и московских банков). А также помогаем решать проблемы с монополистами – поставщиками энергоресурсов, что давно уже остается для бизнес-сообщества в ряду самых больших проблем. И вместе со всеми новшествами в уходящем году продолжались и будут продолжаться в наступающем наши традиционные семинары, консультации, круглые столы на все предпринимательские темы. Семинаров в этом году провели около пятидесяти. Круглых столов - в пределах сотни. Консультации – по мере надобности. В нашей Общественной приемной на проспекте Стачек, 16 ведет ежемесячный прием предпринимателей председатель Постоянной Комиссии по экономике, собственности и предпринимательству Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Александр Ольховский. Там же прошли заседания президиума Общественного Совета по развитию малого бизнеса при Губернаторе Санкт-Петербурга, встречи с главами комитетов администрации, членами правительства города Алексеем Сергеевым, Анатолием Никоновым, Игорем Метельским, Юнисом Лукмановым и другими руководителями городских и федеральных структур. То есть, все идет, как надо. (Что, должен заметить, было бы невозможно без постоянной поддержки главы администрации Кировского района Андрея Филатова). Но спектр услуг будем расширять.

-Совершенству нет предела?

-Хотим научиться помогать предпринимателям решать любые проблемы. Чтобы вообще для полноправных членов нашей организации это стало правилом – « N о problem !», как говорят в Штатах. Там это слышишь на каждом шагу. И неспроста: проблемы бизнеса - в отличие от нас, к сожалению - там бесконечно не обсуждают, их решают, о чем я, побывав за океаном, уже писал в «НВ». Теперь постараемся полезный опыт применить в нашей организации

за чем дело стало?

- Пока что не имеем возможности заниматься согласованием земельных участков для строительства, например. Патентованием.… Еще есть пробелы, по разным причинам. Только дело наживное. Вообще у нас не принято отказывать нашим сотоварищам по предпринимательскому союзу ни в каких просьбах. Я все время повторяю: мы же не организация для предпринимателей, мы организация самих предпринимателей. Потому взаимопомощь у нас - первое правило. Да только вот у малого бизнеса проблемы имеют обыкновение множиться. Одна решается, возникают две новых. И все сначала – надо опять совершенствоваться. На это настраивает, кстати сказать, и новая городская программа государственной поддержки малого предпринимательства.

- Автор ее – заместитель председателя комитета экономического развития промышленной политики и торговли Дмитрий Быков рассказывал о ней в начале года в нашей газете и обещал, что она станет «неким образцом, матрицей наиболее рациональной и эффективной системы государственной поддержки развития предпринимательства». Теперь она принята правительством города. На ее реализацию до 2011 года выделена из бюджета небывалая сумма – 2, 7 миллиарда рублей. Как соответствует эта программа обещанной и чем, кроме столь щедрого финансирования отличается, по вашему, от предыдущих?

-Программа, по-моему, толковая. В ней четко заявлена основополагающая цель: повышение конкурентоспособности, устойчивости малого бизнеса в различных секторах деловой жизни города. И согласно этой задаче намечается создание инфраструктуры, необходимой для такого развития, включая регулярную информацию в СМИ о том, что значит эта наиболее массовая сфера предпринимательства для роста экономики, ее стабильности, а значит и качества жизни в целом. Это, я бы сказал, первое условие успеха наших довольно затянувшихся экономических реформ – их понимание, всеобщая поддержка, когда мы все будем знать, кто они такие – предприниматели невеликого бизнеса, как умеют работать. Как это важно для нашего жизненного благоустройства, для надежной социальной защиты, да и просто интересно иметь свое дело и уметь делать его хорошо. Не зря же говорят знающие люди: «лучший способ борьбы с бедностью – развитие малого бизнеса». И первые же разделы этой программы тоже на то настраивают: «Основы предпринимательства для школьников», «Основы предпринимательства для студентов», «Студенческий бизнес- инкубатор», «Женский центр предпринимательства», «Технологические стажировки», «Высококвалифицированный мигрант»… И так далее. Программа действительно очень целенаправленная. Но особенно хорошо то, что в ней учтены многие пожелания нашей организации: по льготному кредитованию, по тому же обучению предпринимателей – начинающих и тех, кому пора пополнять свои знания с учетом современных перемен. Во всем в этом наша организация принимает активное участие и работает на цели нынешней программы. Но что беспокоит: опять нет сроков установления процедур отбора и финансирования исполнителей программы. Их никогда и не было. А как было? Все происходило по одной и той же схеме. Объявляется, что программа поддержки малого бизнеса принята правительством. Потом долгая тишина. И только где-то во второй половине года начинаются конкурсы. Что нужно сделать, чтобы такое не повторялось? Да просто установить официальные сроки этих процедур с учетом необходимого запаса времени для их полновесного исполнения. А нарушение их расценивать, как провал чиновниками всей работы по порученной им реализации программы. Если и нынешняя от этого пострадает, будет ее особенно жалко – она же на редкость удачная в основе своей. И еще. На мой взгляд, без должного внимания остались печатные СМИ в разделе программы «Повышение престижа малого предпринимательства…» В последнее время закрылись почти все наши настольные издания: «Предприниматель Петербурга», «Деловое обозрение», «Деловая панорама». Держится только «Деловой Петербург». Очень мало публикаций о малом бизнесе в общеполитических газетах, хотя совсем недавно в «Невском времени» выходило специальное приложение «Малый бизнес», в «Санкт-Петербургских ведомостях» регулярно публиковались статьи о малом бизнесе. И эту ситуацию – если мы действительно хотим позаботиться о престиже малого предпринимательства - нельзя, по-моему, не учитывать. Успех программы сложно обеспечить без солидного газетного подкрепления. А так, в основном, все за то, что этот успех состоится.

- И даже есть шанс покончить с проблемой из категории вечных – «административными барьерами»?

- Смотря чему эти «барьеры». Некоторые, по-моему, наоборот, требуется ввести. Я, понятно, не про произвол чиновников. Иной раз, вызволяя из беды нашего товарища, вдруг выясняем, что эта беда у него от его собственной же, или его сотрудников безграмотности, либо от пренебрежения законами и правилами ведения бизнеса. То есть он сам этот барьер возвел. И тут в качестве своего рода наставника может выступить и наша организация. Не знаешь – научим. А не хочешь – как хочешь. … Но, так или иначе, а барьеры тут должны быть. Они должны существовать и на пути недобросовестного бизнеса. Не только административные. Прежде всего – экономические. Когда для развития предпринимательства созданы подходящие условия и вместе с ним активно растет конкуренция, недобросовестный, либо безграмотный бизнес попросту скоро разоряется. Потому можно сказать, что таким хорошим положительным барьером по отношению к нему может стать и реализация нынешней программы поддержки малого предпринимательства.

-Следующий – шестой форум почти совпадает с юбилеем организации?

- 13 апреля 2009 года нам исполняется 20 лет. Праздник начнется с торжественного ритуала - сигнального выстрела пушки Петропавловской крепости в нашу честь. А потом се остальное. Программа в работе, но гостей уже загодя приглашаем.

 

Спрашивал Лев Аникин.